МЕТРОСТРОЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА:
ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВА

Говорить о метростроении сегодня можно только сквозь призму кризиса, так как сложная экономическая ситуация в стране, к сожалению, коснулась и этой области. Тем не менее, работы по продолжению строительства Фрунзенского радиуса, а также сооружению наклонных ходов станций «Звенигородская», «Обводный канал» и «Адмиралтейская», несмотря на отсутствие должного финансирования, продолжаются.

В начале года в управлении Метростроя состоялось заседание Городского штаба по перспективному развитию метрополитена в Санкт-Петербурге. На заседании присутствовали представители городских комитетов, ОАО «Метрострой», ГУП «Петербургский метрополитен» и ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс». Вел заседание вице-губернатор Александр Вахмистров.
Перед участниками совещания стояла непростая задача – разработать и утвердить целевую программу расходования бюджетных средств на строительство метрополитена в 2009 г.

Напомним, что сумма, выделяемая из бюджета Петербурга на метростроение, уже корректировалась городским правительством в конце прошлого и в начале этого года. В результате объемы финансирования сокращены больше чем в два раза по сравнению с прошлым годом. В связи с этим возникла необходимость внесения коррективов в объемы строительства. Общим решением собрания было решено утвердить следующие виды строительных работ по метрополитену на 2009 г.:
• сдача в эксплуатацию наклонного хода и вестибюля станции «Звенигородская»
• строительство наклонного хода станции «Обводный канал»
• подготовка площадки для строительства наклонного хода станции «Адмиралтейская», включая снос здания.

На сегодняшний день ситуация по этим объектам следующая. Строительно-монтажные работы на наклонном ходе станции «Звенигородская» подходят к концу. Осенью силами инвестора начнется строительство здания вестибюля, которое по плану должно завершиться к концу года. На площадке «Обводного канала», где впервые будет применено приобретенное в прошлом году оборудование немецкой фирмы Herrenknecht, в данный момент начинается монтаж тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК). Для петербургских метростроителей это первый опыт использования подобного оборудования, в связи с чем потребовалось освоить новые технологии подготовки стартового котлована и изготовления высокоточной обделки будущего тоннеля. Сооружение эскалаторного тоннеля ведется метростроителями совместно с немецкими коллегами, для которых данный ТПМК, учитывая его технологические характеристики, также является первым в своем роде. Использование ТПМК Herrenknecht позволит свести осадки дневной поверхности к нулю и обеспечить сохранность стоящих вблизи зданий. В России уже есть опыт применения оборудования такого класса, но повторимся, что для Петербурга это происходит впервые.

Что касается работ на станции «Адмиралтейская», то на сегодняшний день там состоялось главное событие, без которого о начале строительных работ не могло быть и речи – начался снос здания. Вот уже несколько лет метростроители не могли получить от города стройплощадку. Поначалу из-за сложностей, возникших при расселении жилого дома, а затем в силу запрета КГИОПа на снос здания. К сожалению, исторический центр города настолько плотно застроен, что для вестибюля станции попросту не осталось места. Жертвой, принесенной пассажирам петербургского метрополитена, стал дом на углу Кирпичного пер. и Малой Морской ул. В июне этого года на основе экспертного заключения комитет вынес постановление о том, что объект «не является вновь выявленным памятником архитектуры». Сразу после этого начались работы по разборке верхних этажей и перекрытий. По плану в начале осени метростроители приступят к подготовке стартового котлована для ТПМК.

Помимо этого, продолжаются работы по строительству второго пускового комплекса Фрунзенского радиуса. В связи с сокращением финансирования решено приостановить проходку механизированным щитом, которая велась в правом перегонном тоннеле к станции «Международная», и вести работы лишь на некоторых участках будущих станций и перегонов. Так, сегодня осуществляется переборка станционного тоннеля ст. «Бухарестская». Параллельно в районе станционных комплексов ведутся притоннельные выработки, сооружаются переборки. Начаты работы по проходке группы камер съездов за станцией «Международная». На той же станции осуществляются работы по сооружению эскалаторного тоннеля. По датам, заложенным в Концепции развития петербургского метрополитена до 2020 года, станции «Бухарестская» и «Международная» должны быть сданы в 2010 году. Но уже сейчас ясно, что эти сроки откладываются. Ситуацию может исправить появление федеральных средств, однако размер федеральной помощи до сих пор неизвестен, и может ли город рассчитывать на эти средства в текущем году, также пока неясно.

Екатерина Гигиняк,
пресс-служба ОАО «Метрострой»